Отзывы клиентов

Дарина

Всем привет! Много раз отдыхали в этой гостинице. С 2007 года - ни разу не было каких либо трудностей! КУХНЯ: ДОСТОЙНА ЛУЧШИХ РЕСТОРНОВ ЕВРОПЫ! И это скромно. Всегда...

Читать далее

Отдых за рубежом
Главная / Отдых на Алтае / Турбазы и Гостиницы Алтая / Обычаи и традиции

Обычаи и традиции

Обычаи и традиции

Древнейшие обычаи и традиции народностей Алтая в целом в неизменном виде сохранились и в наши дни у этнических хранителей культуры. Они сформировали современные аспекты духовной и религиозной культуры населения Горного Алтая. Народы Алтая имеют самобытную и неповторимую этническую культуру, характеризуются самостоятельной и независимой точкой зрения на устройство мира, природы, человека, места человека в мире и гармоничных отношений людей и природы.Духовный мир алтайцев, предками которых был древний тюркский этнос, занимает важное и достойное место среди традиционных алтайских культур. На пути продолжительного развития духовная жизнь алтайцев включила в себя многочисленные нравственные и духовные традиции народностей Центральной Азии. И основное место в мироощущении алтайцев принадлежит культу Алтая. Согласно этому культу, существует так называемый «ээзи» - хозяин Алтая. Хозяин - это нечто божественное, оберегающее и направляющее всех живущих на Алтае. Живет «ээзи» в Уч-Сумер - священной горе и являет собой образ старца в белых одеждах. Если видят его во снах, то это является вестником счастья и удачи для человека его увидевшего. В минуты молитвы можно ощутить незримое присутствие божества. Священный старец имеет право даровать жизнь на земле, оберегая ее и наставляя на добрый путь. Если спросить жителя Алтая о том, кто его бог, он не задумываясь даст ответ, что его бог есть камень, есть дерево, есть природа, весь Алтай». Почитание «хозяина» Алтая осуществляется благодаря обряду завязывания ленточек на деревьях, перевалах, сопровождающееся добрыми пожеланиями в адрес своей семьи, просьбами защиты от горя, болезней, недугов и несчастий.
Земля Горного Алтая богата реками, родниками, озерами. Следуя традициям, в долинах и горах, воде, лесной местности живут духи. Духи воды, как и гор, могут быть и небесными божествами. Если обидеть или оскорбить гору или водный источник, то можно разозлить божеств, и они могут создать угрозу для жизни людей. Родники Алтая (аржаны) обладают волшебными и целебными качествами, способны излечить от многих болезней и недугов. По мнению старожилов, вода из «волшебных» источников сакральна и даже может даровать бессмертие. Ни в коем случае недопустимо идти к источнику без знающего проводника, он не только знает дорогу к роднику, но и опытен в знании лечебных свойств источника. Важно знать правильное время для посещения целебного родника. Коренные алтайцы считают, что озера в горах это любимые места обитания горных божеств. Горные озера кристально чистые, они ревностно оберегаются духами, туда не может проникнуть человек.
Каждая семья имеет свою священную родовую гору и подниматься на нее можно лишь в специально сделанных валенках. Гора являет собой хранилище жизненных сил, существование рода. Женщинам нельзя находиться рядом со священными родовыми горами с непокрытой головой или без обуви, взбираться на нее и говорить вслух имя горы. Необходимо отметить в культуре Алтая статус и место женщины. Следуя древним понятиям, женщина это бесценный священный сосуд, который продолжает род. Отсюда следует степень ответственности мужчины за свою женщину. Мужчина является добытчиком, воином, а женщина – мать, хранительница очага.

Шаманизм


Традиции Шаманизма на Алтае, хоть и древние, но не имеют сложившихся ритуальных догм. Кам (шаман), может служить богам или общаться с духами согласно своему собственному представлению.Существует главная традиция - передача силы, согласно которой способности шамана передаются по наследству. Инструмент, костюм, магические приёмы - информацию о том или ином ритуальном элементе шаман получает от духов.
Основной обряд в алтайском шаманизме - камлание. Обычно происходит в присутствии рядовых членов племени или общины. Основным инструментом шамана является шаманский бубен. Бубен состоит из обода, на который с одной стороны натянута кожа. Камланье по большей части производится после заката солнца, перед костром: сначала бубен нагревают над огнем, чтобы кожа натянулась, и гул бубна выходил громче. Потом бросают в огонь можжевеловые ягоды и брызгают в воздух молоком. Между тем шаман надевает на себя особый плащ и особую шапку. Плащ этот называемый алтайцами маньяком, весь увешан, и сзади и спереди жгутами различной толщины и пучками ремней. Жгуты сшиты из разноцветных материй, бывают толщиной от пальца до толщины руки выше кисти, и изображают собой змей, некоторые из них с глазами и разинутой пастью. Кроме того, на спине и боках шамана пришито множество мелких железных погремушек. Шапка шамана обшита раковинами каури и так называемыми змеиными головками и совиными перьями.
Когда бубен готов, одетый в свой плащ шаман берет его в руки, садится у огня и начинает бить в него небольшой рукояткой, сопровождая удары пением призываний и гимнов. Удары эти бывают то редкие, то учащенные, напоминающие топот лошадиных ног. Шаман вскакивает со своего места и начинает бить в бубен, стоя и плясать или, правильнее, вихлять телом и мотать головой, потому что он пляшет, не сдвигая ног с места. Кроме того, он то сгибает, то выпрямляет туловище, то сильно подергивает головой, то наклоняет ее, то прячет в бубен, то отбрасывает ее в сторону, как будто подставляя лицо боковому течению воздуха. При этих движениях головы совиный плюмаж, украшающий шапку шамана, дико носится в воздухе; в то же время змеи или жгуты, висящие с плаща, то рассыпаются веерообразно вокруг тела шамана, то вновь собираются вместе, образуя в воздухе змеевидные движения. Ассистент шамана, которым у мужчины обыкновенно бывает его жена, а у шаманки - ее муж, усердно продолжает подсыпать в огонь можжевеловых ягод, чтобы дым усиливал одурение пляшущего. Иногда шаман затихает, он садится, удары становятся редки, снова слышится пение гимна. Бубен тихо колышется в руке шамана.Если шаман или шаманка обладают сильным голосом, - далеко в ночной тиши разносится песня, похожая на мольбу угнетенной или подавленной своим бессилием души. Эта артистическая часть шаманского действия вдруг иногда прерывается криками кукушки, рычанием медведя, шипением змеи или разговором неестественным голосом и на непонятном языке. Это означает, что шаман очутился в обществе духов. Потом вдруг опять следует взрыв бешенного камлания, - удары беспрерывно сыплются в бубен, шаман потрясает телом, голова кружится в воздухе.Если юрта, в которой происходит это представление, мала, то от движения воздуха, производимого одеждой шамана и навешенными на нее змеевидными жгутами, потухает огонь костра, угли и искры разлетаются по разным углам.Иногда шаман, в конце такого припадка неистовства, бросается на людей, скрючив пальцы в виде лапы хищного зверя, оскалив зубы и издавая глухое ворчание, или падает на землю и начинает грызть лежащие у костра и накалившиеся камни. Утомленный, он останавливается; ему подают трубку, покурив и успокоившись, он начинает рассказывать, что он видел в будущем для каждого.